добавить в избранное | сделать стартовой | помощь 
 
Главная страница Главная страница
итоги переписи официальная информация новости карта сайта
  Поиск на сайте
поиск по:

  Рубрикатор
Итоги переписи
2002 All-Russia Population Census
Официальная информация
Новости
Всероссийская перепись населения 2010 года
Полезные ссылки
Карта сайта



Федеральная служба государственной статистики
   Основные итоги переписи
ПЕРЕПИСИ В ГОРОДАХ И ГУБЕРНИЯХ
источник: Госкомстат России
 01.04.2004

         После отмены в 1861 году крепостного права в отдельных городах и даже целых губерниях Российской Империи начали проводиться учеты населения. Они имели целью подготовиться ко Всеобщей переписи населения, которую планировалось провести на научной основе. Дело в том, что практиковавшиеся с петровских времен ревизиии давали очень неточные сведения о населения и учитывали только «приписных» из податных сословий. Несовершенство этих ревизских сказок было притчей во языцах и послужило основой для сюжета гоголевских «Мертвых душ». Таким образом, вопрос о смене переписных методов стоял тогда очень остро. Между тем, большая часть проводившихся тогда переписей населения в отдельных городах и даже целых губерниях представляла собой казенные полицейские "народосчисления", при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей. Таких местных переписей было проведено не менее 200, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи. Позднее переходят к научно организованным переписям, которые регулярно проводились в Москве (1871, 1882, 1902, 1912 гг.), Петербурге (1862, 1863, 1864, 1869, 1881, 1890, 1900, 1910, 1915 гг.) и других городах.

                                                        ПЕРВАЯ МОСКОВСКАЯ ПЕРЕПИСЬ 1871 ГОДА

          12 декабря 1871 года была проведена первая однодневная перепись населения в Москве под руководством статистика М.А.Саблина. В Москве перепись было решено провести после удачной попытки в Санкт-Петербурге. В июне 1870 года Московский городской Голова обратился к Генерал-Губернатору князю В.А. Долгорукову с просьбой выделить 6 тысяч рублей серебром на проведение однодневной переписи. Князь счел перепись полезной, и деньги были отпущены. Однако на окончательную разработку переписи было потрачено еще 6 тысяч рублей. Для проведения общегородского мероприятия была организована комиссия, в которую вошли многие высокопоставленные чиновники, в том числе и секретарь статистического комитета М.А. Саблин. Вместе с известным земским статистиком В.И. Орловым Саблин способствовал учреждению статистического отделения при Московском юридическом обществе. Это отделение служило объединяющим центром русских земских статистических работ Механизм проведения переписи Первый этап переписи заключался в сборе сведений о домах – этим занимались полицейские. В их обязанности входила доставка бланков домовых листов домовладельцам и возврат их в Статистические комитеты. Составление списков квартир должно было существенно облегчить переписывание их жильцов. Эту работу проводили с конца октября и в ноябре, так как это время посчитали самым благоприятным. Саму же перепись населения наметили на декабрь. Москва разбилась на 19 участков, и на каждом закрепили главного исполнителя. Сама процедура переписи проходила без участия полиции. В период с 5 по 12 декабря счетчики сами приносили и собирали переписные листы, а в «сношения вступали» только с домовладельцами и их поверенными, да и в квартиры входили только в случае крайней необходимости. Московские переписчики Всего в московской переписи 1871 года было задействовано 997 счетчиков из них: студентов – 759 человек, чиновников – 152 человека из Межевой Канцелярии, Контрольной Палаты, Думы, Канцелярии Генерал-Губернатора и Казенной Палаты, 7 гимназистов, 7 учеников технических училищ, 4 семинариста и 58 частных лиц. Всем переписчикам были даны строжайшие инструкции, в которых особенно интересны некоторые выдержки: «Ночлежные дома переписать до того, как разойдутся ночевавшие в них. Посещать их, во избежании неприятностей, непременно с полицией, но не вводя ее в комнаты без особой надобности (буйство, скандалы и т.п.)». В пункте 4 говорилось: «от счетчика требуется самая предупредительная любезность к тем людям, к которым он будет обращаться по делам переписи; при первом намеке на невозможность пополнить рубрики по листку, счетчик должен предложить свои услуги, при явном нежелании вписать требуемые сведения, счетчик настаивает на том, самым вежливым образом». Пункт 5 гласил: «счетчик не входит в квартиру без особенной крайней надобности». Пункт 9 предусматривал: «каждый счетчик запасается двумя карандашами: обыкновенным и синим (или красным)». Москва и москвичи 130 лет назад Вот какие сведения были получены в ходе первой московской переписи населения. Прежде всего очевидно, что Москва 1871 года была городом женихов, а не невест. Мужчин насчитывалось 354 тысячи, а женщин – 248 тысяч человек. На 100 мужчин приходилось в среднем 71 женщина, то есть на каждого мужчину приходилось 1/3 женщины. Такое соотношение, по словам Саблина, говорило о привлекательности Москвы «как промышленного, торгового и умственного центра». Первопрестольная притягивала рабочих из близлежащих областей, сюда стекались торговцы и молодежь для обучения. В то время Москва занимала пространство в 60 верст, и распространение населения по городу было неодномерным. Больше всего женщин на 100 мужчин приходилось на район Пречистенский (105 женщин) и Арбатский (100 женщин). А обусловлено это было тем, что в этих районах проживало так называемое «чистое население», то есть семейное. Однако в Сретенской части тоже был высокий процент молодого женского населения 20-25 лет - 96 женщин на сотню мужчин, - но причины такой «скученности» другие. Дело в том, что в переулках этого района располагались женские мастерские и дома терпимости. Всего 66 женщин на 100 мужчин приходилось на районы Якиманский и Пятницкий, а объяснялось это тем, что купечество имело очень большое количество приказчиков и торговую прислугу (артельщиков, рабочих, возчиков товара и прочих). Больше всех были обделены женским населением окраины города - Рогожский, Хамовнический, Серпуховский, Лефортовский районы, – пристанища служащих и фабричных рабочих. Однако и в центре - Кремле и Китай городе - тоже оказалось негусто с женщинами - всего 37 на 100 мужчин, - а все потому что жили здесь приезжие и ремесленники. Что касается детского населения, то оно незначительно, особенно женское, поскольку к 10-15 годам мальчиков привозили в Москву учиться в школах, ремесленных заведениях и на фабриках. Женское население в столицу обучаться не вывозилось. Домашнее и пансионное образование получали только состоятельные девушки. Однако после 25 лет число мужского населения уменьшалось, что объяснялось высокой смертностью и рекрутской повинностью. Население Москвы - в основном, православное. Между тем, неправославных женщин наблюдалось больше, чем мужчин. Расклад следующий. Раскольников: мужчин – 2,1%, женщин – 3,7%; протестантов 1,8% и 2,4%; католиков – 1,42% и 0,92%; евреев – 0,86% и 0,9%. Магометан в Москве зарегистрировано 0,26%, армян-григориан – 0,15%. Вдовы составляли 17,69% от всего женского населения, а вдовцы – только 3,3%. Любопытно, что разведенных мужчин было зарегистрировано 4, а женщин - 23 человека. Такое перевес разведенок вовсе не говорит о начинающемся процессе эмансипации. Просто значительная часть одиноких женщин приезжала в Москву на заработок: ведь в большом городе было легче прокормить себя и ребенка. Ко всему прочему существовала высокая смертность мужского населения. И надо отметить, что повторные браки среди мужчин были более популяры, чем у женщин. Грамотными оказались 54,1% и 37,9% женщин. Крестьянское население в Москве составляло - 52,8% мужчин и 29,85% женщин. Купцами назвались - 3,93% мужчин, а купчихами – 5,3%. Воинское население насчитывало 10,3% от всего населения города.

                               МОСКОВСКАЯ ПЕРЕПИСЬ 1882 ГОДА Л.Н.ТОЛСТОЙ – УЧАСТНИК ПЕРЕПИСИ

          Перепись 1882 года в Москве знаменита тем, что в ней принимал участие великий писатель граф Л.Н. Толстой. Лев Николаевич писал: «Я предлагал воспользоваться переписью для того, чтобы узнать нищету в Москве и помочь ей делом и деньгами, и сделать так, чтобы бедных не было в Москве». Толстой считал, что для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое хочешь, не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас. Он выбрал себе один из самых сложных и трудных участков, Проточный переулок, где находилась ночлежка, среди московской голытьбы это мрачное двухэтажное здание носило название «Ржанова крепость». Получив распоряжение Думы, Толстой за несколько дней до переписи начал обходить участок по плану, который ему дали». Действительно, грязная ночлежка, заполненная опустившимися на самое дно нищими, отчаявшимися людьми, послужила для Толстого зеркалом, отразившим, страшную бедность народа. Под свежим впечатлением от увиденного, Л.Н. Толстой написал свою знаменитую статью «Так что же нам делать?». В этой статье он пишет: «Цель переписи - научная. Перепись есть социологическое исследование. Цель же науки социологии - счастье людей». Наука эта и ее приемы резко отличаются от других наук. Особенность в том, что социологическое исследование не производится путем работы ученых по своим кабинетам, обсерваториям и лабораториям, а производится двумя тысячами людей из общества. Другая особенность, что исследования других наук производятся не над живыми людьми, а здесь над° живыми людьми. Третья особенность та, что цель других наук есть только знание, а здесь благо людей. Туманные пятна можно исследовать одному, а для исследования Москвы нужно 2000 людей. Цель исследования туманных пятен только та, чтобы узнать все про туманные пятна, цель исследования жителей та, чтобы вывести законы социологии и на основе этих законов учредить лучше жизнь людей. Туманным пятнам все равно исследуют их или нет, они ждали и еще долго готовы ждать, но жителям Москвы не все равно, особенно тем несчастным, которые составляют самый интересный предмет науки социологии. Счетчик приходит в ночлежный дом, в подвал, находит умирающего от бескормицы человека и учтиво спрашивает: звание, имя, отчество, род занятий; и после небольшого колебания о том, внести ли его в список как живого, записывает и проходит дальше. Несмотря на декларированные Толстым благие цели переписи, население с подозрением относилось к этому мероприятию. По этому поводу Толстой пишет: «Когда нам объяснили, что народ уже узнал об обходе квартир и уходит, мы попросили хозяина запереть ворота, а сами ходили на двор уговаривать уходивших людей». Лев Николаевич надеялся вызвать в богатых сочувствие к городской нищете, собрать деньги, набрать людей, желающих содействовать этому делу и вместе с переписью пройти все притоны бедности. Кроме выполнения обязанностей переписчика, писатель войти в общение с несчастными, узнать подробности их нужды и помочь им деньгами и работой, высылкой из Москвы, помещением детей в школы, стариков и старух в приюты и богадельни. Результаты переписи Численность Москвы в 1882 году составила 753,5 тысяч человек и только 26% родились в Москве, а остальные «пришлые». Из числа московских жилых квартир 57% выходило на улицу, 43% во двор. Из переписи 1882 года можно узнать, что в 63% главой хозяйства является брачная пара, в 23% - жена и только в 14% - муж. Переписью было отмечено 529 семей, имеющих 8 и более детей. Прислуга имеется у 39% и чаще всего это женщины.

                                                                         ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПЕРЕПИСИ

          По данным переписи, в Петербурге в 1869 году проживали 2000 татар. При переписи населения Петербурга в 1910 году насчитывалось около 3000 человек шведов, но когда началась первая мировая война, шведский приход Святой Екатерины в русской столице насчитывал уже около 6000 членов, а татар к этому времени в Петербурге было 7300 человек По данным переписи 1910 года в Петербурге, фамилия Соколов занимала седьмое место по частоте встречаемости, а из всех фамилий, образованных от неканонических имен, уступала только Смирновым.

                                                                          ПЕРЕПИСЬ ВЛАДИВОСТОКА

         13 августа 1897 года во Владивостоке закончилась очередная перепись населения, которая в прошлом веке проходила каждые 10 лет. По данным переписи1897 года, в городе проживало 28 тысяч 896 человек, из них мужчины составляли 24 361 человек и женщины - 4 535. Эти цифры говорят о бешеной популярности во Владивостоке невест, большинство из которых делали себе отличные партии, если, конечно, не были полными дурами и уродинами.

                                                                 ПЕРЕПИСИ В НЕКОТОРЫХ ГУБЕРНИЯХ

         Вот например, в переписи населенных мест Псковской губернии 1872-78 гг. приводятся данные о Святых Горах (Святогорском монастыре) и слободе Тоболенец: "в Святых горах - мужской монастырь, две православные церкви, дворов - 4, жителей мужского пола - 15, женского нет. Есть водяная мельница, два раза в году проходят ярмарки". В некоторых губерниях (Астраханской - в 1873г., Акмолинской - в 1877г., Псковской - в 1870г. и 1887гг. и других) переписывали жителей во всех городах. В 1863 и 1881 гг. переписано население всей Курляндской, а в 1881г. - также Лифляндской и Эстляндской губерний. Таких местных переписей было проведено не менее 200, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи.

                                                                 САХАЛИН ОТ ПЕРЕПИСИ К ПЕРЕПИСИ

          Учеты населения на Сахалине не всегда совпадали по срокам с переписями страны. Это объясняется географическим положением островов, их историческим развитием и особенностями экономики. Источники свидетельствуют, что в прошлом об островах на востоке и их населении знали мало. Мрачную славу Сахалину создала каторга (во второй половине XIX сюда стали направлять ссыльных). В то время слово “сахалинец” отпугивало людей. Записки путешественников, рассказы бывалых людей не давали целостной картины населения островов, а имеющиеся сведения грешили неточностями. Статус территории, свободной для вольного заселения, Сахалин получил лишь в 1908 году.

                                                                    ПЕРЕПИСЬ АЙНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

           Одним из руководителей проведенной в 1876 году переписи айнского населения был поручик Радковский. "Айнское население переписано во всех поселениях и отдельных юртах, переписью, - сказано в документах, - оказалось не охвачено только айнское селение Усуро, что в 100 верстах от Кусаная. В этом селении 20 юрт. Во главе селения стоит старшина". Материалы переписи начальник порта Корсаков 28 мая 1876 года направил военному губернатору Приморской области.

                                                                  ПЕРЕПИСЬ САХАЛИНА А.П. ЧЕХОВЫМ

            В 90-х годах XIX столетия попытку переписать население Сахалина, по собственной инициативе, предпринял великий русский писатель А. П. Чехов. Он лично обходил дома и заполнил тысячи переписных карточек. Эти карточки, хранящиеся до сих пор, - убедительное свидетельство крайней нищеты, безграмотности и бескультурья жителей Корсаковки, Михайловки, Красного Яра, Армудана, Арково, Владимировки, Корсаковского поста и других населенных пунктов острова. Из записей Чехова: "Обыкновенно вопрос предлагают в такой форме: "Знаешь ли грамоте?" - я же спрашивал так: "Умеешь ли читать?" - и это во многих случаях спасало меня от неверных ответов, потому что крестьяне, не пишущие и умеющие разбирать только по печатному, называют себя неграмотными. Есть и такие, которые из скромности прикидываются невеждами: "Где уж нам? Какая наша грамота?" - и лишь при повторении вопроса говорят: "Разбирал когда-то по печатному, да теперь, знать, забыл. Народ мы темный, одно слово - мужики". Цифры той переписи говорят о том, что населения на острове - 28113 душ, в том числе женщин - 7641. Плотность населения была примерно один человек на две квадратные версты. На территории трех округов насчитывалось 12 тысяч крестьян. В том числе "лиц, не принадлежащих к этим сословиям" сосчитаны: ссыльно-каторжных 4979, ссыльно-переселенцев - 8934, поселенцев из каторжан - 1566. Эта перепись не охватила все население. Не доверяя, ей жители целыми деревнями уходили в тайгу. Тем не менее, она сыграла большую положительную роль. Вот еще несколько цифр, взятых из ее материалов. На Сахалине было 5,6 тыс. мелких индивидуальных крестьянских хозяйств. Причем, семейных 3,4 тыс., остальные хозяйства вели одиночки, тюремные и другие учреждения. Среди крестьян - сплошная неграмотность. Огромна диспропорция полов. На 1 тысячу мужчин приходилось 372 женщины. Люди прибывали на Сахалин из 96 областей и губерний России, Кавказа, Сибири, Средней Азии, Княжества Финляндского. Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внес вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин». Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А.П. Чехов. «Эту работу, произведенную в три месяца одним человеком, в сущности, нельзя назвать переписью; результаты ее не могут отличаться точностью и полнотой, но, за неимением более серьезных данных ни в литературе, ни в сахалинских канцеляриях, быть может, пригодятся и мои цифры» - так отзывался о сахалинской переписной эпопее сам писатель.


Rambler's Top100Rambler's Top100